30 Марта 2021 г.

Журнал «Инновации транспорта». Интервью с В.С. Гуриновичем об экспортном потенциале российского рынка композитных материалов.

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Валерий Гуринович, Генеральный директор ООО «Гален»

Композиционные материалы для промышленно-гражданского строительства, электроэнергетики и дорожной отрасли применяются всё более масштабно. Сейчас уже сложно представить себе крупные строительные проекты без использования композита. Композиты по своей прочности всё более успешно конкурируют с металлом, при этом они намного гибче и лучше переносят воздействие окружающей среды. Кроме того, они лёгкие и гораздо лучше подходят для создания перекрытий в больших конструкциях, требуя меньших усилий при проведении монтажных работ.

Стойкие, лёгкие и прочные, композиты имеют значительные преимущества перед природными материалами, которые обладают меньшей гибкостью, большим весом и ломкостью. Беспрецедентная лёгкость материала позволяет возводить из него максимально высокие конструкции и при этом экономить на транспортировке. Композит применяется при возведении жилых объектов, мостов, плотин, различных архитектурных элементов, таких как арки и купола.

Композитные материалы позволяют значительно экономить на возведении конструкций, монтаже, хранении и перевозке материала, при этом надёжность, качество и прочие эксплуатационные характеристики будущего сооружения только выигрывают. Композитные материалы охотно используют архитекторы и дизайнеры: с их помощью можно создавать необычные причудливые формы и архитектурные сооружения, которые будут красивыми, надёжными и долговечными.

Композитные материалы применяются также в машиностроении, судостроении, автомобильной, авиационной и химической промышленностях как термостойкие материалы и изделия, для футеровки оборудования, для изготовления изделий электротехнического назначения—труб для нефтегазовой и химической промышленности; базальтовой арматуры; цистерн для хранения и транспортировки химически-активных продуктов; баллонов высокого давления и других профилей.

Участник инновационной индустрии—компания «Гален»—вот уже почти 20 лет предлагает новые решения в строительстве зданий и сооружений, а также инфраструктурных объектов. Решения, отличающиеся от классических стандартных, собственные запатентованные решения и разработки, помогают компании предлагать рынку материалы, которые способны увеличить срок эксплуатации без дополнительных инвестиций в поддержание объектов в надлежащем состоянии.

О сфере деятельности компании и перспективах рынка инновационных материалов для строительства мы беседуем с директором ООО «Гален» Валерием Сергеевичем Гуриновичем.

- Валерий Сергеевич, расскажите, что предлагает рынку компания «Гален»? В чём вы сильны, а в чём пока не можете конкурировать с традиционным способом производства арматуры из металла?
- Технология производства композитных материалов и использования их в строительстве известна довольно давно, и здесь я не могу сказать, что наше предприятие является каким-то уникальным игроком на рынке. Однако, у «Гален» есть собственные запатентованные решения определённых узлов и технологий, которые, в том числе, и помогают нам быть более эффективными относительно наших конкурентов не только в России, но и в мире. «Композитное армирование/профили»,—а именно так называется та индустриальная ниша, в которой мы предлагаем потребителям свою продукцию,—отрасль довольно молодая, и пока, конечно же, мы не занимаем такой объём рынка как металлургия, однако за последнее десятилетие технология применения композитных материалов в строительстве всё более широко получает своё признание и становится более массовой.

Являясь участником индустрии, мы видим изменения, хотя, возможно, для внешнего наблюдателя они и не настолько существенные. Чем дороже будут металлы, чем менее гибкими они будут в части удовлетворения запросов потребителей, тем больше шансов получат такие индустрии как наша—занимать небольшие ниши, в которых они будут доказывать свои преимущества и расширять возможные рынки там, где крупные и старые игроки не захотят принимать участие. И это—довольно стандартная история внедрения инновационных технологий в любой отрасли.

Мы видим, что происходит в ветрогенерации, которая всё более активно заменяет собой стандартную форму извлечения энергии. Или электромобили, которые ещё 5 лет назад были мало кому интересны, а в 2020-м г. уже основные автоконцерны начали активно менять свои бизнес-модели, чтобы не потерять рынок и не остаться в истории как печально известная компания Kodak, которая исчезла с рынка за короткие 10 лет, не сумев вовремя перестроиться. Что же мы предлагаем? Мы заменяем металл на композитный материал, там, где это эффективно и целесообразно для нужд и целей потребителей, которые такие задачи перед собой ставят, пытаясь оптимизировать стоимость объекта, уменьшить срок его возведения, увеличив при этом срок эксплуатации; также немалую роль играет стоимость транспортировки и издержки с этим связанные,—вот те задачи, которые мы способны решить, и из года в год, с усовершенствованием нормативной базы, решаем их всё эффективнее и лучше.

- А что с нормативной базой?

- В нашей стране нормативная база пока далека от идеала, и прежде чем случится серьёзный прорыв в применении композитных материалов, должны произойти серьёзные изменения в нормативной базе и в сертификации. Примером могут служить некоторые страны Западной Европы, где у нас также есть клиенты, однако, что касается России, то пока, к сожалению, существующая нормативная база не позволяет нам передать нашим потребителям всю ценность и все возможности, которые несёт индустрии наша продукция. Пока что композитные материалы довольно ограничены в области применения.

Мы занимаемся производством композитных материалов на основе стеклопластика, углепластика и базальтопластика: из всего этого мы делаем похожие продукты, которые используются там, где это целесообразно.

Одним из наших преимуществ является понимание как управлять, как развивать продажи, и самое главное, как производить некоторые вещи эффективнее многих наших конкурентов. На российском рынке мы занимаем одну из лидирующих позиций. В мире мы, возможно, входим в топ-10. Но индустрия маленькая, поэтому нельзя говорить, что мы абсолютно исключительные.

Индустрия в целом — уникальна относительно классических стандартных технологий. При строительстве инфраструктурного объекта, здания, малой архитектурной формы, ты не можешь просто так использовать бетон или цемент,—его нужно армировать, потому что после определённого размера он не держится сам по себе, у него должна быть внутренняя структура. Эта внутренняя структура задаётся определённым проектом: чем больше объект, тем, соответственно, сложнее проект.

 На протяжении многих десятилетий всё армировалось металлом, который, в зависимости от региона, мог быстро выходить из строя. Даже в лучшем своём варианте — нержавеющая сталь, — арматура имеет ограниченный срок эксплуатации — чуть более 50-ти лет. А стандартный металл, в зависимости от региона использования, может выходить из строя уже через 5 лет. Средний срок службы сооружений составляет 20–25 лет, после чего оно требует поддержки, «лечения» самой конструкции.

И это довольно большая проблема для всей строительной отрасли. Можно построить туннель, эстакаду, мост по сложному архитектурному проекту, но, если у тебя территория с повышенной влажностью, где металлы чувствуют себя плохо, то вскоре даст о себе знать коррозийность, и ты получишь дополнительные сложности в эксплуатационном периоде. Так вот,—мы решаем эту проблему! Поэтому я называю нашу сферу «disruptive industry», — разрушающей привычные представления об армировании в традиционной индустрии, которая способна решить проблему армирования, но не может решить проблему коррозии, про сто потому что не располагает необходимыми материалами.

А производители композитных материалов говорят:—«а мы можем!». Мы можем, но мы дороже. Поэтому мы никогда не могли встать вровень и стать конкурентными по цене. Кроме того, что мы дороже, пока ещё и отсутствует должная нормативная база, поскольку индустрия композитных материалов довольно молода, и лишь недавно появились первые результаты эксплуатации конструкций, которые можно анализировать. В свете этого, нормативная база постепенно улучшается.

В качестве примера могу привести один из крупнейших рынков применения композитных материалов, где мы работаем,—это Северная Америка, где на законодательном уровне было принято решение направлять средства не только на строительство новой инфраструктуры, но и на её поддержание, и при этом было принято решение строить так, чтобы через 20 лет сооружение не требовало бы капитального ремонта. Строители потребовали от учёных решения, которое бы позволяло объектам простоять значительно дольше, экономить расходуемые средства и улучшать инфраструктуру. Таким решением явилось альтернативное композитное армирование, или использование альтернативных композитных материалов там, где это целесообразно.

Вот, в чём наша ценность: мы способны дать новые технологии и сэкономить средства заказчику, поменять его метод проектирования и строительства. Мы не идём на рынок с лозунгом «мы заменим металл везде». Нет, но там, где это возможно и, главное, целесообразно, — мы предлагаем альтернативные композитные решения.

- На сегодняшний день более 80% выпускаемых ООО «Гален» изделий поставляется на экспорт. Экспортная ориентированность производства полностью соответствует президентской программе по росту экспорта несырьевых неэнергетических товаров, который к 2030 г. должен вырасти не менее, чем на 70%. Однако, с чем связана такая явная экспортная ориентированность вашего производства? С несовершенством отечественной нормативной базы, которая не позволяет строителям в России широко применять композитные технологии, либо же всё-таки с дороговизной вашей продукции для российских потребителей?

Я бы сказал, что здесь присутствует совокупность факторов, и самый главный из них—это размер рынка, который готов или не готов принять инновационный продукт. Размер рынка в Северной Америке, конечно же, в разы превосходит российский. Второй момент—это платёжеспособный спрос. Так, рынок может быть большим, но платёжеспособность его низкая. В России контрагенты платят не очень хорошо, что существенным образом влияет на стабильность компании.

В 2018 г. у нас был очень важный момент внутри компании: после смены состава акционеров мы изменили стратегический подход к нашему дальнейшему развитию и нашу бизнес-модель. До этого времени мы очень сильно ориентировались на российский рынок и на российских застройщиков, пытаясь доказать свою эффективность, и у нас это никак не получалось. Мы понимали, что должны идти туда, где есть рынок, и где нас примут, в том числе и потому, что есть конкурентная база, которая и является проводником идей к потенциальным заказчикам. Как раз не надо бояться идти туда, где есть конкуренция, этой конкуренцией нужно пользоваться, она держит компанию в равновесии, позволяет видеть возможности, а что касается заказчиков, то это позволяет им быстрее принимать решения. Когда ты один на рынке, очень часто это является скорее минусом, потому что на твоё предложение сморят очень скептично.

Успешным за рубежом невозможно быть, ведя бизнес только из России: необходимо говорить с клиентом на одном языке, предоставлять ему привычный для него сервис, делать это быстро, и быть для него игроком в команде, т.е. не ждать от него решений, а помогать их принимать, сделать свой сервис инструментом, который способен структурировать его систему расходов, улучшать её. И это именно то, чем мы планомерно занимались: открыли несколько офисов за рубежом, куда релоцировали или нанимали нужных нам специалистов, проводили нашу философию и знания, делясь этой ценностью с нашими потребителями. Постепенно это стало у нас получаться хорошо. Мы бы с удовольствием продавали больше и в России, но российский рынок пока к этому не готов. Либо не готов платить, либо не готов платить хорошо, либо находится в консервативном состоянии. Пока нам проще находить свою нишу за рубежом, по крайне мере сейчас.

- Валерий, а как вам удаётся быстро реагировать на запросы и потребности заказчиков в Америке, учитывая дальность расстояния и, возможно, какие-то сложности в транспортировке? Расскажите о ваших логистических транспортных решениях.

- Решить проблему ответов скорости и сервиса, находясь в России, для американских и западноевропейских клиентов невозможно,—необходимо быть на месте. Для этого мы открываем там офисы. Логистика, безусловно, является для нас одним из ключевых звеньев. Мы создаём складские программы, прогнозируем спрос, выясняем, в каких регионах на какой продукт будет спрос, под это делаем прогнозы и формируем соответствующие производственные программы. В этом наше преимущество.

Можно ли сказать, что мы очень хорошо умеем возить? Наверное, да. Наши российские логистические партнёры делают это эффективнее, чем западные—для западных потребителей. Здесь присутствует совокупность факторов, которые и формируют нашу ценность как производителя.
На местах мы организуем систему складских помещений, заранее накапливаем товарную партию, и потом её распределяем по мере потребности. Наш груз, зачастую, негабаритный, и для каждого клиента мы формируем индивидуальную форму упаковки.

Предоставлять необходимый сервис—очень важно. Давать тот сервис, к которому клиент привык, или которого у него ещё возможно и не было, а не только стабильно производить качественную продукцию. Только таким образом можно стать конкурентоспособным, и у тебя будут покупать. Иначе в чем смысл? Даже если ты сможешь дать снижение цены, но это повлечёт за собой ухудшение внутренних операций клиента, то он тебя не выберет. А вот когда ты можешь дать улучшение процессов, тогда ты и становишься интересным для заказчика.

- В октябре 2020 г. «Гален» стал победителем Всероссийской премии «Экспортёр года» в Приволжском федеральном округе в номинации «Экспортёр года в сфере промышленности» в категории «Малое и среднее предпринимательство». На состоявшемся также в октябре 2020 г. под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ Восьмом Форуме «Композиты без границ» с участием российских и международных экспертов ООО «Гален» присуждена победа в номинации «Лидер в экспорте композитов». Как вы оцениваете полученные награды? Что они для вас означают?

- Мы относимся к этому как к важному факту, что на индустрию в целом обращают внимание, и мы являемся представителями этой индустрии. Для нас это позитивный сигнал, что индустрия стала развиваться, и мы как представители несырьевого бизнеса тоже имеем для страны и для отрасли определённую ценность. Однако мы прекрасно понимаем, что это далеко не повод, чтобы успокоиться и почить на лаврах. Мы, безусловно, рады и горды, что коллеги нас отметили, однако воспринимаем это как точку роста, а также надеемся, что это не последние наши достижения. Если подобных наград больше не последует, то мы, безусловно, зададим себе вопрос,—а что же мы делаем не так?

- Расскажите о планах на будущее?

- Вскоре в Приволжском Федеральном округе в Ульяновской области на территории особой экономической зоны в Чердаклинском районе запустится ещё одна наша производственная площадка по выпуску современных композитных материалов.
Регион помог нам построить производственную площадку, и на ближайшие три года предоставил определённые льготы в оплате аренды. Хочу выразить особую благодарность лично Губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову, который, можно сказать, боролся, за наше участие в развитии композитного кластера в Ульяновской области.
С точки зрения географии новое производство очень хорошо расположено, а кадровый потенциал и логистика находятся на высоком уровне, что является важными факторами для успешного развития производства.

Мы благодарны региону, и очень надеемся, что будем также полезны для него в будущем.
На первом этапе предполагается создание более 150 рабочих мест, предприятие также будет способствовать улучшению делового климата по экспорту в регионе. Всего же в ходе реализации проекта будет создано более 700 рабочих мест, сумма налоговых выплат в бюджеты разных уровней составит 2067 млн руб. Большая часть производимой продукции будет поставляться на экспорт.
Инициативы руководства Ульяновской области по развитию свободной экономической зоны, как нельзя более органично коррелируют и с нашими задачами по созданию крупного производственного комплекса, который будет развиваться и наращивать объём и качество продукции в ближайшие несколько лет.

Новое производство позволит нам ещё больше укрепить позиции отечественных производителей на рынках Европы, Северной Америки, Австралии и стран Ближнего Востока.
В завершение хочу отметить, что я очень горд тем фактом, что наше производство находится в авангарде инновационного развития отрасли производства композитных продуктов, интеграции российского композитного рынка на глобальный уровень, популяризации применения передовых материалов в разных отраслях промышленности, ведь в конечном итоге, инновации—это не столько про экономику, сколько про всю нашу с вами жизнь,—они делают её лучше, удобнее и проще.

- Благодарим вас, Валерий Сергеевич, за интервью. Желаем вам лично и компании «Гален» успехов и дальнейшего развития.
www.galencomposite.ru
Беседовала Наталья Фролова